Льготы и поддержка одиноких отцов: как они работают?

Добрый день! Я с 1999г. воспитываю двоих детей один после смерти жены. Дочери было 5 лет, сыну 10. Сейчас сын заканчивает 5 курс универа, а дочь на 1 курсе колледжа. Я личную жизнь поставил на второй план ради своих детей. Я рад, что воспитал замечательного сына, он не курит, не употребляет спиртное и т.п. И дочь пока слава богу только с положительной стороны, ей 16 лет. Вы не скажете, есть ли какие льготы или выплаты и т.п. при воспитании отцу и детям? Должен ли соцотдел помогать или контролировать над такими семьями?? Спасибо!

Уважаемый Нязип!

В Вашей ситуации Вы вправе рассчитывать на получение определенных налоговых льгот и социальных вспомоществований, в частности:
1. Налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) в размере 2000 рублей (т.е. в двойном размере, поскольку Вы являетесь единственным родителем) за каждый месяц налогового периода на каждого ребенка при соблюдении следующих условий:

  • указанный налоговый вычет действует до месяца, в котором Ваш доход, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода (в отношении которого предусмотрена налоговая ставка 13%) налоговым агентом (Ваш работодатель, например), представляющим данный вычет, превысил 280 000 рублей. Начиная с месяца, в котором указанный доход Вас как налогоплательщика превысил данную сумму, налоговый вычет не применяется;
  • возраст ребенка не достиг 18 лет, а применительно к учащемуся очной формы обучения, аспиранту, ординатору, студенту, курсанту - 24 лет. Поскольку, согласно представленным Вами данным, возраст Ваших детей не должен быть выше указанного выше порога, то при условии, что Ваш сын обучается на очной форме высшего учебного заведения, Вы вправе рассчитывать на налоговый вычет по НДФЛ исходя из наличия у Вас двух детей.

Таким образом, общая сумма налоговой экономии может составить для Вас суммарно: (2000 + 2000) x 13% = 520 рублей в месяц.

2. Согласно ст. 17.3 ФЗ от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" органы государственной власти субъектов РФ в соответствии с законами субъектов РФ могут увеличивать установленные настоящим Федеральным законом размеры государственных пособий за счет средств бюджетов субъектов РФ.

В частности, субъекты РФ вправе:
2.1. нормативно устанавливать ежемесячные пособия на ребенка и, как правило, вводят нижеследующие критерии, при которых граждане приобретают право на их получение: - недостижение ребенком возраста 16 лет (на учащегося общеобразовательного учреждения - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста 18 лет); - среднедушевой доход семьи, претендующей на получение пособия, не превышает по своему размеру величину прожиточного минимума в расчете на душу населения, установленную уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ по состоянию на первое число текущего квартала, месяца и т.п.
Подобная практика реализации полномочий субъектами РФ была признана соответствующей закону, в частности, Определением Верховного Суда РФ от 10 октября 2007 года по делу N 46-Г07-29.

В Вашей родной Самарской области действует Закон от 16.07.2004г. №122-ГД, согласно которому одинокие отцы дискриминируются по сравнению с одинокими матерями.

Согласно п.1 ст.4 областного Закона право на ежемесячное пособие на ребенка имеет один из родителей, на каждого проживающего с ним ребенка в возрасте до 16 лет (на учащегося общеобразовательного учреждения - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста 18 лет) в семье со среднедушевым доходом, не превышающим по своему размеру величину прожиточного минимума в расчете на душу населения, установленную Правительством Самарской области по состоянию на первое число текущего квартала. Размер этого пособия – 70 рублей. При этом региональный законодатель посчитал возможным установить двукратный повышающий коэффициент только для одиноких матерей.

Кроме того, самарский законодатель пошел дальше по скользкому пути дискриминации отцов. В подп.1 п.1 ст.8 Закона установлено, что доплата к ежемесячному пособию на ребенка при уровне дохода на семью ниже 50% регионального прожиточного минимума и при получении такой семьей социальной помощи из областного бюджета установлена в размере 80 рублей. При этом опять же для одинокой матери делается «эксклюзивный подарок» – размер доплаты для нее также увеличен вдвое – до 160 рублей на ребенка.

Рекомендую Вам обратиться не только в орган социальной защиты по месту своего жительства с заявлением о назначении и выплате пособия на дочь, но и (в случае отказа в назначении Вам пособия и доплаты к нему в повышенном размере, при наличии фактических оснований) к областному прокурору с заявлением о нарушении Ваших прав как одинокого отца нормами областного закона, которыми Вы дискриминируетесь по признаку пола, что является недопустимым в том числе с точки зрения конституционного принципа равенства перед законом (п.1 ст. 19 Конституции РФ). Прокурор области вправе принять меры прокурорского реагирования: либо опротестовывать противоречащий закону правовой акт субъекта РФ; либо обратиться в суд о признании указанной выше нормы областного закона недействительной либо внести представление об устранении нарушений закона.

Кроме того, Вы можете также самостоятельно обжаловать отказ органа социальной защиты назначить Вам пособие и доплату к нему в повышенном размере в судебном порядке.

2.2. Кроме того, субъекты РФ могут вводить и иные социальные льготы и выплаты для семей, имеющих детей, хотя, как правило, они относятся к мерам социальной поддержки многодетных семей, к которым в свою очередь обычно причисляются семьи, имеющие в своем составе трех и более детей в возрасте до 18 лет (см., например, ст.2 Закона Санкт-Петербурга от 10.10.2007г. N 466-92).

В дальнейшем, чтобы быть в курсе последних нововведений, вносимых в Ваше региональное законодательство, регулирующее вопросы назначения социальных пособий семьям с детьми, рекомендую Вам выяснять в своем органе социальной защиты населения реквизиты соответствующих законодательных новелл и/или мониторить эти вопросы самостоятельно в одном из публичных центров правовой информации, которые действуют сейчас по всей стране (обычно они размещаются и являются структурными подразделениями городских (районных) библиотек). Отметим, что данные государственные полномочия могут быть делегированы и на уровень муниципальных образований в соответствии с законом субъекта РФ.

Отвечая на Ваш второй вопрос о том, должны ли органы социальной защиты помогать и осуществлять контроль над такими семьями, то помощь в данном случае может осуществляться в пределах социальных гарантий, предусмотренных законодательством РФ и, прежде всего, субъекта РФ; а что касается контроля, то вряд ли данный термин применим для описания характера взаимоотношений между органом государственной власти и Вами как главой семьи в данной ситуации. Хотя в случае бездумного, научно необоснованного и не учитывающего российскую специфику внедрения в законодательство РФ института ювенальной юстиции, нельзя исключать того, что контроль со стороны публичных органов власти над имущественным положением семьи будет поставлен во главу угла государственной политики и создание видимости заботы о благополучии детей за счет усиления репрессий в отношении семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, будет служить дымовой завесой для бегства самого государства от реализации своих функций и задач по социальной поддержке и защите семьи.

Другие вопросы