Игорь Вячеславович Павлов

Детский психолог, консультант.

Преподаватель кафедры психологии развития в Брестском государственном университете им. А.С. Пушкина (Беларусь).

Психолог, автор и ведущий тренингов в профессиональном психологическом центре «Инсайт»

Психолог-эксперт ряда журналов, автор научных и научно-популярных публикаций по психологии детства и детско-родительских отношений. С 2006 года – постоянный автор рубрики «Для папы» в журнале «Педиатрия для родителей» (г. Санкт-Петербург).

Работал детским психологом в дошкольном учреждении, вел дистанционный обучающий курс для родителей по вопросам психологической подготовке детей к школе.

Профессиональные и научные интересы связаны с детской психологией, психологией родительства и детско-родительских отношений, психологией обучения взрослых людей.

Статьи на сайте

Публикации

    Книги:
  1. Павлов И.В. Хочу учиться! Родителям о психологической подготовке ребенка к школе. Спб., Речь, 2008.
  2. Павлов И.В. Общение с ребенком: тренинг взаимодействия. СПб., Речь, 2009.
  3. Павлов И.В. Настольная книга родителей. СПб., Питер, 2009.
    Статьи:
  1. Павлов И.В. Ознакомление студентов с современными взглядами на природу и содержание отцовства как условие профессиональной подготовки в области семейного консультирования / Актуальные проблемы профориентации и профадаптации. Сб. науч. статей, 7-й выпуск / Под редакцией Л.Ф. Мирзаяновой и А.М. Кухарчук. – Барановичи: РИО БарГУ, 2009. – С. 77 - 85.
  2. Павлов И.В. Психология отцовства: обзор исследований и некоторые предварительные выводы о состоянии проблемы / Перинатальная психология и психология родительства. – 2008. – № 4. – С. 78 – 95.
  3. Павлов И.В. Культурные образы отцовства и обыденные представления подростков о детско-отцовских отношениях / Вестник Брестского Государственного Университета. – 2007. - №1. – С. 25 - 33.
  4. Павлов И.В. Психологический анализ детско-отцовских отношений (на материале сказки) / Семейная психология и семейная терапия. – 2006. - № 2. – С. 56 - 69.
  5. Павлов И.В. Образы отцовства в современной рекламной фотографии / Семейная психология и семейная терапия. – 2005. - № 3. – С. 81-88.
  6. Павлов И.В. Роль отца в психическом развитии ребенка раннего возраста / Ранняя помощь детям с особенностями психофизического развития: сб. материалов междунар. науч.-практич. конф., Брест, 15 окт. 2007 г. / Брест. гос. ун-т им. А.С. Пушкина; Брест. обл. центр мед. реабилитации для детей с психоневрол. заболеваниями «Тонус»; Дет. фонд ООН (ЮНИСЕФ) / Под. общ. ред. И.Е. Валитовой. – Брест: Изд-во БрГУ, 2007. – С. 103 – 105.
  7. Павлов И.В. «Неявное» присутствие отца / «Работа психолога-консультанта и психотерапевта в современном российском обществе», Материалы конференции молодых специалистов, Москва, 14-15 апреля 2007 г. – Москва: Ин-т Практической Психологии и Психоанализа, 2007. – С. 22.
  8. Павлов И. В. Общение с ребенком: тренинг взаимодействия. Спб.: Издательство «Речь», 2008 г. — 87 с.

Ответы на вопросы

Задать вопрос

Может ли бабушка претендовать на встречи с внучкой (1 год 8 месяцев) без присутствия мамы?новый вопрос

Уважаемый Игорь Вячеславович! Спасибо за предыдущий ответ, Вы мне очень помогли. Внучке 1,8г можно ли (учитывая возраст) претендовать на встречи с внучкой (в иске по определению порядка общения) на нашей территории без присутствия мамы, если мама уже вышла на работу (ребенок остается на целый день дома с братом снохи). Внучка с рождения 11мес жила в нашем доме, неоднократно оставалась со мной в том числе и на период более десяти дней (в возрасте 9мес), родители уезжали в отпуск.

Уважаемая, Алла!

К сожалению, я не могу ответить на Ваш вопрос, так как не являюсь юристом. Поэтому лучше всего переадресовать вопрос специалисту в данной области. Могу лишь сказать, что в 1,9 г. ребенок психологически способен какое-то время находиться без мамы, но первоначально в незнакомой ситуации и на незнакомой территории лучше всего, чтобы несколько первых встреч прошло в присутствии матери. В том случае, если внучка Вас хорошо знает и уже не раз бывала на Вашей "территории", присутствие мамы не обязательно. Но если для неё это будет ситуация совершенно новая, во избежания стрессов и проблем с психологической адаптацией ребенка к новой обстановке, желательно присутствие мамы. Это с психологической точки зрения. С юридической точки зрения ситуация может выглядеть совершенно по иному.

С уважением,
И.В.

Как бабушке аргументировать свое желание общаться с внучкой в суде с точки зрения детской психологии?новый вопрос

Игорь Вячеславович! Определять порядок общения с внучкой (1,8г) вынуждена через суд. Как правильно аргументировать свое желание (с тз психологии детства), чтобы внучка знала и считала наш дом своим (бабушки и дедушки по отцу), знала не только нас ,но традиции и кухню нашего дома. Глубоко уверена без этого нет полноценного детства. Спасибо.

Вы совершенно правы – ребенок должен иметь представление об обеих ветвях своего происхождения и иметь возможность общаться с родственниками по отцовской линии. Как правильно выстроить здесь аргументацию? Можно сделать акцент на том, что став старше, ребенок проявит интерес к своему происхождению и к своим отцовским корням. Это закономерное, нормальное явление. Если у ребенка не будет представлений о своих корнях, не будет опыта общения с родственниками по отцовской линии, или его мнение о них будет неадекватным, не соответствующим реальности, это может отразиться на его представлении о самом себе, причем не в самую лучшую сторону. У каждого человека есть психологическая потребность в корнях, и если она остается неудовлетворенной или удовлетворенной не полностью, человек может испытывать чувство неполноценности, оторванности от семьи, потерянности и отсутствия твердой почвы под ногами.

Стоит ли погодок определять в одну группу в детском саду?

Добрый день. У нас в семье два ребенка (дочка и сын). Разница между ними 11 месяцев (дочь родилась 27.01.09, а сын 03.01.10). Сейчас перед нами стоит дилемма: отправить ли их в садик (и соответственно далее в школу) вместе или раздельно (с разницей в год). Насколько данный факт, по Вашему мнению, скажется на их развитии? Нам бы очень хотелось, чтобы они были в одной группе, все таки они родные друг-другу. Не будет ли младшему (сыну) тяжело среди старших детей и не скажется ли на дочке, если она будет в группе с детьми, младшее ее по возрасту?

Игорь Бычков

Добрый день, Игорь

Насколько я понимаю, Вы не хотели бы разъединять детей, но при этом беспокоитесь о том, не столкнется ли младший ребенок с трудностями, оказавшись в обществе более старших детей. Но наверняка предсказать заранее, как оно будет, практически невозможно. Ведь биологический возраст (количество лет) и психологический (уровень психического развития) не всегда совпадают. Нередко бывает, что младшие дети в плане психического развития опережают более старших детей или не уступают им в развитии. А бывает и так, что старшие дети в плане психического развития еще не дотягивают до своего «паспортного» возраста и психологически больше похожи на тех, кто немного младше их.

Кроме того, на каждом возрастном этапе разница между детьми в годах имеет неодинаковое значение. Для маленьких детей – раннего и дошкольного возраста – разница почти в год может быть значительной, потому что в это время психика детей интенсивно развивается. В школьном возрасте психическое развитие происходит уже не так быстро, и разница между детьми в год может быть практически незаметной.

К тому же надо учесть, что девочки часто развиваются быстрее мальчиков. И если сегодня их разница составляет всего год, то может оказаться, что скоро сестра обгонит брата в психическом развитии не только на год, но и на полтора, а то и два года. В подростковом и юношеском возрасте развитие мальчиков и девочек выравнивается.

Будет ли сыну трудно в обществе более старших детей? Если Вы готовы посвящать ему время и поддерживать в трудных ситуациях, заниматься его развитием, то больших проблем у него, думаю, не возникнет. Вполне возможно, что он и сам будет тянуться за старшими детьми, подражать им и быстрее развиваться.

Конечно, пребывание детей в одной группе в какой-то степени облегчит их привыкание к детскому саду, а потом и к школе. Но с другой стороны, не сделает ли это их еще более привязанными и зависимыми друг от друга? Если же дети будут находиться в разных группах, они приобретут опыт самостоятельности и независимости друг от друга. При этом они все равно смогут общаться во время прогулок и видеться во время каких-то общих мероприятий.

Учитывая все это, Вы обязательно примите правильно решение, потому что здесь не может быть неправильных решений.

С уважением,
Игорь

Как отцу наладить отношения с ребенком, которого настраивают против него?

... от органов опеки получил информацию, что ребенок очень болезненно реагирует даже просто на слово "Папа" - пугается и убегает прятаться. Естественно, при таких условиях какое может быть общение. Похоже, БЖ время зря не теряла. Сам сейчас в панике, не знаю куда пойти, с кем проконсультироваться, как себя повести, чтобы не навредить дочери.

Как бы это ни было грустно, но в данный момент для своего ребенка Вы – чужой человек, и значит, отношения придется выстраивать с дочерью практически «с нуля». Но это еще не повод к тому, чтобы опустить руки. Вы пишете, что если дочь так реагирует, то общения все равно не будет. Здесь больше зависит от Вас и Вашей бывшей супруги, чем от ребенка. От того, сумеете ли Вы договориться с матерью девочки мирным путем и приложить усилия для завоевания симпатии дочери. Это, конечно, потребует от Вас много времени и станет хорошей проверкой на то, действительно ли Вы хотите вернуть себе общение с дочерью.

Как "достучаться" до разума бывшей невестки?

Как "достучаться" до разума бывшей невестки? Отношения настолько сложные, что она втягивает в них семилетнего ребенка. Запугивает его, настраивает, оказывает психологическое давление, дошло до того, что он просто БОИТСЯ находиться рядом со мной и отцом. Все время одна и та же фраза: "Вы меня украсть хотите". В течение двух лет отношения с внуком были прекрасные, он стремился к нам, не хотел уезжать, но это было по решению суда, мать была категорически против. Теперь никакого общения нет, ребенок забывает и отца и бабушку и, что самое страшное, ему каленым железом вбивают в голову, что мы страшные люди, которых нельзя подпускать к себе на километр. На контакт не идет, убегает, слушать ничего не хочет.

...Многие женщины после развода ведут себя подобным образом. Кто-то препятствует общению ребенка с семьей бывшего мужа из-за мести. Другие считают, что в семье отца на ребенка могут плохо влиять. А некоторые женщины боятся того, что ребенок рядом с отцом может чувствовать себя счастливее, чем с матерью – другими словами, ревнуют сына или дочь к разведенному супругу.

Какими бы соображениями не руководствовалась Ваша невестка, скорее всего, она слишком подвержена эмоциям и в глубине души все еще не пережила развод. Если так, то продолжение конфликтов между вами неизбежно. Все, что Вы можете сделать – это вести себя максимально тактично с матерью внука, особенно в его присутствии, избегать ссор и игнорировать любые провокации....

Как привлечь мужа к беременности?

Игорь Вячеславович, здравствуйте!

Хотелось бы узнать ваше мнение и совет по поводу, как привлечь мужа к беременности. Меня очень волнует ситуация гармонии в семье, дружественной обстановки между ее членами, домашний/семейный уют и тепло. Я не могу одна трудиться над этим и создавать атмосферу сама, а для меня крайне важно это!!! Я не хочу чтобы родившийся у нас в скором времени малыш был больше привязан к одному из родителей, нужно чтобы муж тоже принимал полноценное участие в воспитании, да и вообще в семейных делах. Мой муж много работает (свой бизнес), и когда приходит домой вечером (часов в 20:00), почти совсем со мной не общается! не говорит с пузиком! когда я рассказываю о своих переживаниях и проблемах, он не реагирует-просто молчит, а когда я говорю ему об этом, он говорит: "да-да, я слышу" и все!!!!

Попробуйте поговорить с мужем о том, как на его взгляд должны распределяться роли матери и отца в семье, и Вы поймете, как он представляет себе свои отцовские обязанности. Без упреков и обвинений поделитесь собственными взглядами на роль отца в жизни ребенка. Расскажите о том, каким Вы видите в идеале Вашу семью и отношения в ней после рождения ребенка.

Как победить детскую жадность и воспитать щедрость?

Есть ли какие-то хорошие приемы или аргументы для того, чтобы воспитать в ребенке щедрость?

Я бы предложил пока оставить мальчика в покое с его «жадностью» и не пытаться любыми способами привить ему щедрость. <...> Желание обладать собственными вещами, как мне кажется, может быть частным проявлением общей тенденции к самостоятельности и самодостаточности. А как иначе четырехлетнему карапузу заявить на весь мир о том, что он Личность с большой буквы?

Задать вопрос

Отправить

Поддержка отцов и отцовства

Центры для пап

Вы попали в сложную ситуацию?

Позвоните в центр для пап в вашем городе.