Как победить детскую жадность и воспитать щедрость?

Игорь Вячеславович, здравствуйте!

Помогите советом – как бороться с детской жадностью? Мой сын (4,5 года) наотрез не хочет делиться своими игрушками с другими детьми. Визит гостей с детьми каждый раз оборачивается настоящей катастрофой – сын жадничает свои игрушки, просит закрыть его комнату и не пускать туда детей. Если берут его игрушки, он злится и нервничает, может заплакать.

Мы пробовали объяснять, что игрушки никто не унесет – ими поиграют и вернут. Пробовали говорить, что если он не будет делиться, ему тоже ничего не дадут, но он на это отвечает: «Мне чужое не нужно» и действительно никогда не берет чужие игрушки в песочнице или на площадке, а в гостях всегда спрашивает разрешения. Мы пробовали также составлять перед приходом гостей два списка – «Игрушки, которыми Максим готов поделиться», «Игрушки, которые Максим не хочет давать», но в первом списке неизменно оказывалась одна или две игрушки, которые, как правило, приходящих детей не интересовали, а во втором списке – всё остальное. В итоге и этот прием не срабатывал.

Есть ли еще какие-то хорошие приемы или аргументы для того, чтобы воспитать в ребенке щедрость?

Спасибо!

С уважением,
Иван Комаров

Уважаемый Иван!

Позвольте дать совет, который, скорее всего, покажется Вам банальным и вовсе не таким, какой Вы ожидали услышать. Я бы предложил пока оставить мальчика в покое с его «жадностью» и не пытаться любыми способами привить ему щедрость. Я предлагаю именно этот способ решения проблемы, так как не располагаю достаточной информацией о ситуации, сложившейся вокруг ребенка в Вашей семье и за ее пределами. Поэтому я склонен списать «жадность» в большей мере на возрастные особенности детей этого возраста. Как раз примерно в это время в развитии малышей наступает важный и переломный момент – они начинают осознавать себя отдельными, самостоятельными и независимыми существами и требовать к себе соответствующего отношения. Желание обладать собственными вещами, как мне кажется, может быть частным проявлением общей тенденции к самостоятельности и самодостаточности. А как иначе четырехлетнему карапузу заявить на весь мир о том, что он Личность с большой буквы? Ведь взрослые не делятся своими взрослыми игрушками с гостями, так почему он должен делиться? Он тоже чувствует себя взрослым! Вообще, в сознании взрослых граждан еще советской системой воспитания укоренено представление о том, что дети всегда должны делиться друг с другом, что желание иметь что-то свое, сугубо личное – есть порок. Идея о всеобщем равенстве и мифы о щедрости русской души тоже дают о себе знать. Но мне кажется, в потребности иметь собственные вещи, собственную территорию и бороться за них, нет ничего плохого.

Поэтому старайтесь меньше фиксировать внимание на том, что Ваш ребенок отказывается с кем-то делиться. Здесь ведь есть и еще один момент – чем больше Вы станете настаивать, тем больше ребенок будет противиться или даже делать специально Вам наперекор. Относитесь к этому проще, с чувством юмора, без упреков и лишних нравоучений. Если хотите воспитать у сына нравственные качества, делайте это ненавязчиво – читайте вместе сказки, где герои ведут себя «правильно» и «неправильно», смотрите соответствующие мультфильмы, обсуждайте прочитанное и просмотренное. Придет время, и он найдет в себе силы расставаться со своими вещами, делиться и дарить подарки. Если не научите этому его Вы, будьте уверены, его научат сверстники в школе, во дворе. А если и они не научат – тоже ничего страшного. Ведь с одной стороны жадность, а с другой – бережливость. Так что смело выбрасывайте из головы идею о том, что Ваш ребенок обязательно должен, как и все другие дети, делиться игрушками и прослыть самым щедрым мальчиком на Земле.

Ваша идея со списком игрушек хороша и показывает, что ребенок не безнадежен, готов делиться хоть чем-то, пусть даже и не самыми привлекательными вещами. Но все равно похвалите его. А то, что приходящих детей не устраивает – так это их проблемы. Пусть приходят со своими игрушками и меняются. Я отработал психологом в детском саду более 5 лет и знаю, что практика взаимного обмена – это единственный способ в детском коллективе заполучить вещь, которая принадлежит сверстнику. Очень мало детей, готовых безвозмездно расстаться со своей игрушкой. И это нормально. Кроме того, он, как Вы пишете, не берет без спроса чужое – просто эталон деликатности. Поверьте, для многих родителей является большой проблемой научить ребенка не брать без разрешения чужие вещи!

Другое дело, если Вас беспокоят косые взгляды соседей, друзей или родителей сверстников сына, в глаза которых читается упрек в Вашу сторону, попытка обвинить в отцовской некомпетентности, в том, что не пытаетесь всеми силами искоренить из своего ребенка такое ужасное качество, как жадность. Но это отдельный разговор. А лучше не стоит обращать на них внимание. Всем ведь не угодишь, да и не обязаны.