Психология отцовско-детских отношений в историко-культурной перспективе

Автор: Григорова Татьяна Владимировна, Москва

Источник: IV Московские встречи по истории психологии, Москва, 26 – 29 июня 2006 г.

На сегодняшний день исследований, посвящённых семье и влиянию семейного воспитания на развитие личности, достаточно много. В большинстве работ основное место уделяют психологии родительско-детских отношений вообще, а также психологии материнства. Во многих работах лишь ставится вопрос об изучении психологии отцовства, роли отца в семье, его влиянии на формирование личности ребёнка, значение отцовства для самого мужчины. Однако исследований, посвящённых данной тематике очень мало.

Работы по данной тематике, появившиеся в последние годы, доказывают мощное влияние отца на социальное, эмоциональное и познавательное развитие детей, что роль отца в развитии потомства столь же велика, а в некоторых аспектах и более значима, чем роль матери. Некоторые исследования заключают, что отцовско-детские отношения — единственный существенный фактор определенных результатов развития ребёнка. В целом, роль отца в воспитании, кажется, столь же значима как роль матери для психологического благополучия и здоровья потомства.

Первым научным направлением, поставившим отношения родителей и детей в центр развития личности ребенка, был, как известно, классический психоанализ. Согласно Фрейду, детско-родительские отношения изначально амбивалентны, окрашены противоречивыми чувствами, причем мать и отец выступают для ребенка в совершенно разных ролях, и сам ребенок матерью и отцом воспринимается совершенно по-разному. Эрих Фромм приходит к выводу о существовании двух типов родительской любви к детям — любви материнской и отцовской. С этим подходом отчасти перекликается концепция стилей семейного воспитания Альфреда Адлера. В разных работах под разными названиями фактически выделяются три основных стиля семейного воспитания, которые можно определить как авторитарный, либерально-попустительский и демократичный. С известными оговорками, отцовский тип родительской любви можно соотнести с авторитарным типом воспитания — ребенок хорош, если он «хорошо себя ведет». Материнский тип любви условно можно связать с либерально-попустительским стилем — как бы ребенок себя ни вел, он все равно хорош. Понятно, что идеалом выступает «золотая середина» — демократичный стиль, чуждый полярных крайностей.

Понятие отцовства — культурно-исторический феномен, который имеет значение для последующего поведения тех, кто разделяет взгляды и предположения, определяющие это понятие. Сформулировать понятие отцовства, невозможно без понятия материнства. Необходимо также учитывать, что обе конструкции находятся под влиянием культурных концепций мужественности и женственности.

Концепция отцовства изменялась в течение последних 300 лет истории. Согласно американским исследованиям, идеальным образом колониального европейского и американского отца в 1600-ых и 1700-ых являлся образ строгого патриарха. С 1830 до 1900 идеальным образом отца был образ кормильца. С 1900 до 1970 идеальный отец — это приветливый папа, приятель и образец для полового подражания. Начиная с 1970-ых и по сегодняшний день, идеальным образом отца считается сородитель, одинаково разделяющий с его партнером заботу о детях.

Принятая за основу идеология мужчины как кормильца, использовалась многими исследователями в течение 20-ого столетия, чтобы объяснить очевидную ограниченную вовлечённость мужчин в детское воспитание. Многие ученые до 1960-ых и 1970-ых предполагали, что отцы были относительно незначительны для здорового развития их детей. Таким образом, широко принятая культурная схема отцовства до 1970-ых (и все еще актуальная и сегодня) имеет две составляющих. С одной стороны утверждается, что отцы часто некомпетентны и, возможно, даже биологически не приспособлены к воспитанию детей, во втором случае, утверждается, что влияние отцов на детское развитие относительно незначительно или, по крайней мере, периферийно или косвенно. Наиболее известный результат влияния этих представлений на протяжении большей части 20-ого столетия привел к минимизации присутствия отцов в научных исследованиях.

Признание того, что отцы не должны исключаться из исследований по детскому развитию, началось в 1960-ых и 1970-ые и продолжается до сих пор благодаря трём факторам. Первый фактор — увеличение числа исследований, подтверждающих важность отцовства. Второй фактор — возникновение феминизма, что привело к переоценке культурных представлений о женской идентичности, и повлекло за собой и переоценку значения мужественности. Это в свою очередь перенесло фокус исследований на роль отца, отцовской заботы и влияние отцовской любви. Третьим фактором можно считать появление в 1990-ых прикладного программного обеспечения, доступного широкому кругу исследователей, благодаря которому были проведены и опубликованы научные работы, доказывающие, что отцовско-детские отношения являются существенным фактором определенных результатов детского развития.

Культура общества и его традиции неразрывно связаны с религиозной культурой. Религия придаёт огромное значение семье и отцовству, распространяя эти понятия далеко за пределы «ячейки общества». Например, с точки зрения христианства все мы «братья и сестры» и дети одного «святого отца». Патриархальное понятие отцовства гораздо шире биологического и имеет свои чёткие каноны, которые являются частью традиционных представлений о семье и роли отца и матери в ней.

Слабость и неадекватность «современных отцов» — один из самых распространённых стереотипов общественного сознания второй половины ХХ века во многих странах. Наше общество в этом отношении мало отличается от западного, хотя причины вытеснения отца из семьи у нас иные, чем, скажем, у американцев. Представления же о положении и функциях отца в нашей литературе сегодня мало чем отличаются от существующих в США, где социологи и психологи констатируют рост безотцовщины, частое отсутствие отца в семье, бедность отцовских контактов с детьми по сравнению с материнскими, педагогическую некомпетентность и неумение отцов осуществлять уход за маленькими детьми.

Происходит быстрое, неуклонное и чреватое опасными последствиями ослабление отцовского начала. Общество в целом всё более становится «безотцовым». Это означает, что с падением авторитета отца для современных молодых людей рушатся и все другие социальные авторитеты, и вот уже нет ни государства, ни церкви, никакого другого авторитета ни на земле, ни на небе. В обществе утверждается «материнский» принцип гуманизма, в соответствии с которым все люди по-своему хороши. Отсюда характерные для современного Запада тяга к анархии, к утрате устоев общества, к распаду рациональной культуры и высокого искусства.

Если оглянуться на историю нашего Отечества, то мы увидим, что доминирующее положение отца в патриархальной семье создавало надёжный механизм передачи религиозности, глубокого патриотизма и верности нравственным устоям. Разрушение этого механизма привело, в частности, к тому, что роль мужчины во многих семьях сведена если не к нулю, то к минимуму. С одной стороны, отец утратил прежний авторитет и уважение, с другой, лишившись патриархальной высоты и недоступности, он не стал ближе к детям.

Исследование типов отцовско-детского взаимодействия проведённое нами с помощью ТАТ показало, что почти половина опрошенных не видят своей особенной роли в воспитании ребёнка в семье, а в своём отцовском отношении занимают позицию солидаризации с матерью. Другое исследование, проведённое нами с помощью методики самоидентификации стилей отцовского воспитания, показывает значимость для феномена отцовства той социально-исторической ситуации, в которой он находится. Так, популярными стилями отцовского воспитания являются авторитарный стиль, доставшийся в наследство от тоталитарной эпохи, фаталистический (отдающийся на волю случая), как отражение сегодняшней нестабильности в нашей стране, но, вместе с тем, авторитетный, демократический и либерально-попустительский, что доказывает наличие в России тех же тенденций в пересмотре отцовской роли, что и за рубежом.

Концепт отца в наши дни, по мнению многих учёных, находится на полпути своего развития, между типом отношений, которые когда-то существовали между ними и их собственными отцами (слабое общение) и современными представлениями об отце, чье присутствие в семье более ощутимо. Новый отец сопровождает и направляет своего ребенка в его развитии, тогда как традиционный отец скорее воплощал конституционные основы и правопорядок.

Если традиционные модели по-прежнему существуют и пользуются уважением, то сегодня социальное устройство общества далеко от патриархального крестьянского и религиозного образа жизни, синонима отцовской власти и мужского владычества, которые уделяли наибольшее внимание продолжению рода, способствовавшему воспроизведению иерархизированного общества. Социум также выходит из системы промышленного патриархата, построенного, с одной стороны, на авторитете главы семьи, символизирующего разум и порядок, а с другой, на вторичной роли женщины, лишенной социальных и гражданских прав. В настоящее время происходит сочетание традиционной модели с новым видением отцовства, которое основано на уважении другой личности и обращено к отцовскому сознанию мужчины.

Хотя исследования отцовства проводятся сегодня во всё возрастающем спектре, как теоретических, так и прикладных проблем, единой точки зрения на данный феномен не существует. Отцовство исследуется как социальная роль, статус, в рамках исследования представлений и стереотипов, в рамках гендерной психологии, в рамках психологии личности, как фактор, влияющий на изменения личности, личностных характеристик, а также в рамках детской психологии исследуется влияние отца на развитие личности ребенка. Феномен отцовства рассматривается как этап социализации мужчины в социально-культурологическом аспекте. Совершенно очевидно, что одной из важнейших характеристик отцовства является его социальная детерминированность. Социум не только предъявляет определенные требования к возрастному, экономическому, профессиональному социальному статусу отца, но и регламентирует поведение человека, обладающего определенным статусом через систему социальных ролей, из которых роль отца одна из самых мало регламентированных. Социальные предписания по ее выполнению зачастую противоречивы. Но, тем не менее, большинство авторов считают, что участие отца в воспитании ребенка невозможно переоценить, оно необходимо для формирования полноценной гармоничной личности, при условии четкого различения родительских ролей, оказывает положительное влияние на развитие детей, однако, отец должен выполнять свою функцию, а не выступать в роли заместителя матери. Результаты исследований показывают, что в обществе существует тенденция изменений в этом направлении, и определять отцовство по аналогии с материнством, не представляется возможным. Отец и мать вносят свой уникальный вклад в семейное воспитание и, по нашему мнению, качественное исследование феномена отцовства позволит обозначить ранее не учитываемые аспекты формирования личности ребёнка в семье, определить значимость отцовства для личности мужчины, открыть новые перспективы исследования семьи и семейных отношений.

Центры для пап

Вы попали в сложную ситуацию?

Позвоните в центр для пап в вашем городе.