Значение отца для развития ребенка (на материале зарубежных исследований)Автор: Олег Геннадьевич Калина, Холмогорова Алла Борисовна, канд. психол. наук, зав. лаб. клинической психологии и психотерапии Московского НИИ психиатрии МЗ РФ, Москва Источник: Семейная психология и семейная терапия, 2006, №1, с. 87-100 В отличие от проблем классической науки, где можно говорить об относительной неизменности объекта изучения и возможности открытия устойчивых закономерностей, психологические проблемы, в том числе проблема значения отца для развития ребенка, напрямую зависят от культурного контекста. Так, различия в западной и восточной культурах приводят к совершенно разной трактовке роли отца для развития ребенка. До недавних пор японская семья отличалась своеобразным для человека западного мира ритуалом: после родов мать с ребенком жила отдельно от мужа в доме своих собственных родителей. Она возвращалась в дом к мужу только спустя несколько месяцев. Отец, фактически, не принимал участие в воспитании: мать и младенец спали вместе, часто на одной кровати, пока ребенку не исполнялось 3-5 лет. При этом отец считался безусловным семейным лидером (Marks, 2002). Понимание роли отца полярно менялось и в разные исторические эпохи, что, в свою очередь, приводило к различным проблемам в воспитании. Изменение социокультурной ситуации в обществе способствовало трансформации позиции отца в семье, что приносило новые проблемы, которые, в свою очередь, требовали осмысления. Так, еще в 19 веке традиционный западноевропейский отец рассматривался как патриарх, глава семьи, а мать ребенка — не более как «емкость для мужского семени», как родитель второстепенный (Colman, 2000). В 20 веке, особенно, к 1970-ым, ситуация существенно изменилась: в общественном сознании отцы стали восприниматься как некомпетентные и неэффективные, практически не влияющие на детское развитие, в то время как мать становится единственным и достаточным родителем для ребенка (Rohner, 1998). Современные методы искусственного оплодотворения, развивающаяся на западе практика воспитания детей в лесбийских парах (MacCallum, Golombok, 2004), беспрецедентный рост числа разводов и неполных семей привели к исчезновению отцовской фигуры из социальной ситуации развития ребенка, что повлекло за собой вопрос о последствиях таких сдвигов в воспитании детей для их психического развития, сексуальной идентичности, эмоционального благополучия. Отец второй половины XX столетия стал напоминать Неуловимого Джо из известного анекдота, которого никто не ловит, т.к. он никому не нужен. Данный обзор охватывает современные исследования значения отца в развитии ребенка, число которых заметно растет в последние десятилетия (Lamb, Tamis-Lemonda, 2004). Этот рост является закономерной реакцией на резкие социокультурные сдвиги. К примеру, во многих странах отцы наряду с матерями стали получать отпуск по уходу за родившимся ребенком протяженностью от двух дней до 3 недель (O?Brien, 2004). Было показано, что отцовское влияние часто оказывается независимым от материнского или, по крайней мере, таким же важным, как и материнское (Rohner, 1998; Target, Fonagy, 2002; Grossmann и др., 2002). Активно стали исследоваться вопросы значимости отцовской вовлеченности, любви, позитивного отцовствования (fathering) для детей и подростков (Rohner, 1998; DeKleyn и др., 1998; Lamb, Lewis, 2004). Первые наблюдения и теоретические обобщения, касающиеся значимости отца, были сделаны в рамках психоанализа еще в начале 20 века. Отец рассматривался как центральная фигура для психического структурирования и идентификации в процессе прохождения ребенком эдипальной стадии развития (Тайсон, Тайсон, 1998). О значении предэдипального отца было известно гораздо меньше (Etchegoyen, 2002). Развивающаяся теория объектных отношений, работы М. Кляйн, В. Биона, Д. Винникота стали концентрироваться на роли ранних детско-материнских отношений. Вплоть до начала 70-х годов прошлого века в психоаналитической литературе было относительно мало (не считая работ Ж. Лакана) исследований, посвященных новому взгляду на значение отца. Как отмечает Д. Берлингейм, «что бы ни писали большинство аналитиков о первых годах жизни ребенка, описываемые значимые объекты — это матери, отцы остаются на заднем плане, они не имеют важности...и едва ли упоминаются до тех пор, пока не получат должное при достижении ребенком фаллически-эдиповой стадии развития» (Берлингейм, 2002). Впоследствии, отец был «открыт» заново, что стало результатом обобщения значительного фактического материала, полученного как в ходе непосредственных наблюдений за взаимоотношениями отцов и младенцев, так и в процессе анализа клинических случаев. В рамках теории привязанности, возникшей в середине 20 века в результате исследований Д. Боулби, отец длительное время рассматривался как вторичный объект привязанности, обеспечивающий, в основном, поддержку матери ребенка. Однако в дальнейшем специально организованные эксперименты по исследованию особенностей привязанности ребенка к отцу позволили сделать вывод, что она имеет свою специфику по сравнению с привязанностью к матери (см. ниже: Grossmann и др., 2002). В начале 1950-х М. Боуэн, изучая семьи больных шизофренией, пришел к выводу о значимости фигуры отца в семейном контексте в возникновении психических расстройств во взрослом возрасте. Он также показал, что в случае отсутствия отца мать ищет замену мужской фигуры в сыне, который оказывается в ситуации тесной, симбиотической связи с матерью, препятствующей развитию его автономии и взрослению. Возникновение семейного консультирования и семейной психотерапии способствовало более целостному подходу к семье с учетом фигуры отца. Во многом благодаря работам в области семейной психологии он стал рассматриваться не только как кормилец семьи, но и человек, играющий в семье множество ролей: компаньона, защитника, супруга, причем относительная значимость каждой из них могла меняться во времени и культуре (Lamb, Tamis-Lemonda, 2002). Ниже будут рассмотрены теоретические и эмпирические данные, полученные в рамках вышеуказанных подходов, которые доказывают важную роль отца для различных аспектов психического развития ребенка: его сепарации от матери, формирования половой и полоролевой идентичностей, эмоционального и когнитивного развития, поведения. Сепарация ребенка от материКак уже отмечалось, М. Боуэн одним из первых указал на значение отца в развитии у ребенка автономии и собственного целостного Эго. Исследования роли отца касались успешности сепарации ребенка от матери, возможностей открытия внешнего мира и триадных отношений за пределами замкнутой диады «мать-ребенок» (Тайсон, Тайсон, 1998; Кадыров, 2000; Берлингейм, 2002; Davids, 2002; Target, Fonagy, 2002). Эти исследования основываются, в основном, на методе наблюдения и анализе клинических случаев. М. Marks отмечает, что, по сути, отец начинает содействовать психологическому отделению ребенка от матери еще до его рождения: присутствие рядом любящего мужа означает для будущей матери, что есть еще кто-то в мире, кому вынашиваемый ею ребенок не безразличен, что есть кто-то помимо нее самой, занятый мыслями о нем (Marks, 2002). Уже на первом году жизни ребенка отец содействует формированию у него чувства идентичности. Стимулирование отцом исследовательской активности ребенка и освоения окружающего пространства ведет к постепенному переходу от исключительных отношений с матерью к общению в триаде, способствует формированию образа тела. Однако отец не врывается в диаду мать-ребенок незванным, он не возникает в детской жизни независимо от матери, как пришелец из другого мира. Наоборот, отец обретает свое значение для ребенка во многом через ее посредничество (Fonagy, 1998; Davids, 2002). Это подтверждается и данными экспериментального исследования: если матери считают, что отец может и должен участвовать в жизни ребенка, то отец ведет себя соответствующим образом и становится более доступным для своих детей (McBride и др., 2005). Кроме того, cпособность к восприятию ребенком родителей в паре, как независимых от него, имеющих особые отношения друг с другом, интегрирует его внутренний мир, в котором теперь могут существовать различные объектные отношения (Britton, 2000) и у него появляется более независимая позиция для исследования самого себя. Формирование половой и полоролевой идентичностиОтец имеет важнейшее значения для возникновения у ребенка ощущения себя, принадлежащим к мужскому или женскому полу (ядерная половая идентичность) и овладению способами поведения, свойственными мужчинам и женщинам (полоролевая идентичность). Как отмечал З. Фрейд, присутствие сильного отца гарантирует сыну правильное решение для выбора объекта в противоположном поле. Взрослея, мальчик постепенно все больше осознает свое «мужское бытие» и ищет отца, отождествление с которым способствует сепарации от матери и разотождествлению с ней. Когда отец не является легко доступным, идентификация с ним может быть задержана и установление уверенного чувства мужественности у мальчика нарушается (Тайсон, Тайсон, 1998). «Из-за отцовской пассивности или беспомощности, или из-за его стимуляции враждебной состязательности, наблюдающаяся у мальчика преувеличенная демонстрация фаллической силы обычно свидетельствует о его чувстве незащищенности, а не доказывает его мужественность» (Тайсон, Тайсон, 1998, стр. 381). Следует отметить, что не сам по себе уровень маскулинности отца важен для формирования адекватной полоролевой идентичности (к удивлению ученых не было обнаружено значимых корреляций между маскулинностью отцов и маскулинностью сыновей). Идентификацию с ним ребенка облегчает степень его теплоты и эмоциональной вовлеченности (Lamb, Tamis-Lemonda, 2004). Экспериментально было показано, что когда сыновья чувствовали отцовское принятие, они ощущали большую близость с ним и были более склонны к проявлению типичных мужских черт, независимо от степени маскулинности отцов. Отец необходим не только для успешного формирования маскулинности сыновей, но и женственности дочерей: еще в 70-е годы прошлого века это утверждение вызывало большие сомнения исследователей (Lamb, Tamis-Lemonda, 2004). Теперь уже экспериментально показано, что фемининность девочек, в отличие от маскулинности мальчиков, коррелирует с маскулинностью их отцов, а отец должен восхищаться своей дочерью и гордиться ею (Trowell, 2002). Однако, восхищение не должно переходить в соблазняющее поведение, что может привести к регрессии девочки. Психоаналитически ориентированные исследователи считают, что для успешного принятия женской половой роли девочка должна испытывать гордость от ощущения себя женщиной и идентифицироваться с материнской ролью в отношениях с отцом (Тайсон, Тайсон, 1998). Отсутствие отца нарушает формирование полоролевой идентичности у девочек, что приводит к усилению сепарационной тревоги, отрицанию чувств, связанных с уходом отца, идентификации с потерянным объектом, объектным «голодом» по отношению к мужчинам (по Yang, 2000). Исследования девушек 13-17 лет показывают, что если у них не было отца вследствие развода родителей, они в большей степени искали внимания мужчин, эмоционально зависили от них и имели более нестабильные сексуальные связи, чем девушки, у которых отец умер или жил вместе со своей семьей (по Yang, 2000). Следует отметить, что связь между половой и полоролевой идентичностью и поведением отца не является однозначной. Действительно, многие мальчики, растущие без отца, все же развивают адекватную полоролевую идентичность (Lamb, Lewis, 2004). Последние исследования детей, которых воспитывают отцы-гомосексуалисты, также свидетельствуют, что подавляющее большинство из них вырастает гетеросексуальными, причем процент детей, выросших гомосексуальными, в целом не отличается от среднего по популяции. Имеются данные, что длительность проживания детей с отцами-гомосексуалистами, частота встреч с ними и даже качество детско-отцовских отношений не влияет на гомосексуальный выбор объекта у выросших детей (Patterson, 2004). Эмоциональное развитиеО значении родителей и, в особенности, матерей для эмоционального развития ребенка известно уже достаточно много. Аналитически ориентированные исследователи считают, что отец может поддержать агрессивные импульсы ребенка, сместить их с матери на себя, что помогает ребенку легче пережить потерю особых первичных отношений с матерью (Trowell, 2002). Имеется множество экспериментальных свидетельств о том, что делинквентное поведение, злоупотребление алкоголем, поведенческие трудности, депрессивные симптомы, безработица у отцов связаны с риском возникновения депрессивных и тревожных состояний у детей и подростков (Phares, Compas, 1993). Исследований о связи состояния поведения отцов с эмоциональным благополучием их детей было проведено гораздо меньше (Lamb, Lewis, 2004). Есть данные о важности детско-отцовского конфликта для возникновения депрессивной симптоматики у подростков (Rohner, 1998). И, наоборот, удовлетворенность подростков отцовской поддержкой связана с меньшей частотой появления депрессивной и тревожной симптоматики. В других исследованиях отмечается, что чем больше негативных эмоций в отношениях ребенка с отцом, тем в большей степени дети агрессивны в школе (Parke и др., 2004). Cпециально организованные лабораторные эксперименты показали, что дети более негативно реагируют на последствия супружеского конфликта, выражаемого отцом, нежели матерью. В ходе эксперимента детям демонстрировали видеозаписи ссор, разыгранных актерами, игравшими роли отца и матери, после чего определялась эмоциональная реакция ребенка на увиденное. Оказалось, что отцовская (но не материнская) агрессия, вызванная супружеским конфликтом, связана с усилением эмоций злости, печали и страха (Cummings и др., 2004). В теоретической модели P. Fonagy предполагает как имеет место связь между определенным поведением отца в младенчестве и доминированием негативных эмоций в дальнейшем развитии (Fonagy, 1999). Он отмечает, что агрессивное или отвергающее поведение отца само по себе не может вызвать склонности к насилию, если не имели места нарушения в отношениях с матерью. Когда эмоциональная сфера у ребенка уже пострадала вследствие дезорганизованной привязанности к матери, он особенно уязвим к отцовским унижениям и агрессии. «Нарушенная привязанность создает брешь в детском Эго, которая может быть заполнена враждебностью отца по отношению к ребенку. И тогда эта отцовская враждебность может переживаться уже как часть собственного Я» (Fonagy, 1999, стр. 22). Когнитивно-поведенческое развитиеИмеющиеся данные свидетельствуют, что дети с более эмоционально вовлеченными отцами (отзывчивыми, поддерживающими, обучающими, поощряющими) характеризуются лучшим когнитивным развитием (Lamb, Lewis, 2004), лучшей школьной успеваемостью (Cabrera и др., 2002). Чем больше отцовская забота, тем в большей степени сын будет интернализовывать отцовские способы мышления и разрешения проблемных ситуаций (по Yang, 2000). Более того, поскольку отцы проводят с детьми гораздо меньше времени, чем матери, то они хуже знакомы с языком своих маленьких детей и говорят с ними на «взрослом» языке, который более структурирован, сложен, директивен, что может стимулировать языковое развитие детей. Современные последователи М. Кляйн связывают развитие мыслительной активности ребенка с его способностью в своих фантазиях представлять родителей как связанных друг с другом (Etchegoyen, 2002). Во многих экспериментальных исследованиях показано, что «негативное» отцовствование является важной причиной возникновения поведенческих нарушений у детей. Поведение детей, чьи отцы проявляют грубость и физическую агрессию в отношениях с ними, чаще имеет черты асоциальности, чем поведение детей, чьи отцы проявляют большую эмоциональную теплоту, вовлеченность (DeKleyn и др., 1998). Считается, что бесчувственный, равнодушный отец препятствует развитию эмоциональной регуляции у ребенка. Возбужденный ребенок, отец которого не может помочь ему успокоиться, вынужден в итоге пытаться справиться со своими эмоциями самостоятельно, что нередко выражается в агрессивных срывах (DeKleyn и др., 1998). Это может быть также и следствием работы защитного механизма идентификации с агрессором (Тайсон, Тайсон, 1998). В то же время исследования свидетельствуют, что позитивная вовлеченность отца связана с меньшим количеством проблем с поведением в школе независимо от качества материнской вовлеченности (DeKleyn и др., 1998). Было также показано, что на поведение ребенка оказывает влияние не только актуальное отношение отца, но и качество детско-отцовской привязанности в младенчестве; нарушения последней могут приводить к поведенческим нарушениям в более старшем возрасте (по DeKleyn, 1998). Именно безопасная привязанность к отцу, а не к матери, оказалась важной для качества интерперсональных отношений со сверстниками у детей дошкольного возраста (Parke и др., 2004). В тех же исследованиях показано, что контролирующий отцовский стиль поведения связан с пониженной социальной компетентностью ребенка, а эмоционально теплый — с повышенной. Мальчики и девочки, чьи отцы проявляли высокую увлеченность игрой с детьми и высокий уровень позитивных чувств во время нее, пользуются популярностью среди сверстников. В дальнейшем было уточнено, что уровень популярности зависит также от уровня директивности отца во время совместной игры: чем директивность ниже, тем выше рейтинг ребенка в группе сверстников (Parke и др., 2004). Понимание роли отца во многом связано с культурно-историческим контекстом. Однако, рассмотренные выше исследования влияния отца на психическое развитие ребенка позволяют выделить инвариантные, устойчивые и относительно независимые от социально-культурных условий аспекты его значимости. По аналогии с представлениями Д. Винникотта о достаточно хорошей матери, чтобы быть достаточно хорошим отцом для своего ребенка, отец должен быть для него достаточно хорошим вторым объектом, мужчиной, мужем матери и родным человеком. Отец как второй объектДля нормального развития ребенка должен быть кто-то еще, помимо матери, кто поможет ей и ребенку перестроить их симбиотические отношения и способствовать сепарации и индивидуации ребенка. Этот «кто-то» должен обладать тремя важным качествами: быть особенно важным для матери и ребенка, более удаленным, чем мать, а также способным к эмпатичному восприятию ребенка (Marks, 2002). Если отец воспринимается как внешний объект, отражающий эмоциональные состояния ребенка, то он может способствовать формированию образа матери как отдельного объекта, отражая их взаимодействие (Target, Fonagy, 2002). Кроме того, он эмоционально «разгружает» отношения матери и ребенка, т.к. мать может оставлять ребенка, общаясь с мужем. Отец как мужчинаИсследователи считают, что для успешного развития ребенка (как мальчика, так и девочки) необходимо, чтобы он мог иметь надежные и устойчивые отношения, отличные от детско-материнских — отношения с мужчиной. Эти отношения начинают особенно ярко проявляються в совместной игре: более шумной, возбуждающей, яркой, насыщенной, непредсказуемой, опасной, чем игра с матерью. В ходе лонгитюдного исследования было экспериментально показано, что именно качество Но может ли заменить отца женщина? Как полагает A. Samuels, хотя отцовская и материнская функции и отличаются, они, тем не менее, могут выполняться одним и тем же лицом и не обязательно полоспецифичны (по Etchegoуen, 2002). Некоторые исследователи (MacCallum, Golombok, 2004) отмечают, что поведение, а также эмоциональное и социальное развитие детей, воспитывающихся с рождения в лесбийских парах, не оказываются задержанными и нарушенными. Однако, другие ученые доказывают, что детям, живущим с одними женщинами, намного труднее справляться с агрессивными чувствами, когда рядом нет отца, мужчины (Blundell, 2002). Возникает вопрос, имеет ли большее значение именно половая принадлежность второго объекта или же его полоролевая идентичность. Как показывают данные некоторых исследований, если отец выполняет функции матери, проявляя фемининный способ поведения, развитие ребенка не обязательно изменится в худшую сторону (Target, Fonagy, 2002). С другой стороны, известно множество примеров, когда именно выраженно фемининная позиция отца в семье приводила к серьезным нарушениям в психическом развитии ребенка (Сокаридес, 1998). Другая крайность — гипермаскулинность, тотальное всемогущество отца, которые также могут оказывать деструктивное влияние на ребенка. Согласно W. Colman ребенок в такой ситуации будет беззащитен перед отцовской агрессией, символически оставаясь лишь частью отца, и развитие его автономии будет блокировано (Colman, 2000). Очевидно, ни гипер-фемининность ни гипер-маскулинность отца не являются хорошим знаком для успешного психического развития ребенка. Если все-таки важно, чтобы в жизни ребенка присутствовал мужчина, то должен ли это быть обязательно отец? Немаловажно, видимо, что именно его связывают (или связывали) с матерью ребенка особые отношения — любовные, сексуальные, супружеские (Marks, 2002). Отец как муж материИменно отец имеет (или имел) с матерью ребенка особые, супружеские, сексуальные отношения. Способность ребенка выносить исключенность из отношений матери и отца и зависть к ним важна для интеграции его внутреннего мира (Britton, 2000). Как полагает Ж. Лакан, уникальность значения отца проявляется в его последовательно произнесенных «нет» и «да». Его «нет» как мужа и отца относится и к его жене, и к ребенку. Своим «нет» он возвращает себе жену, прерывая ее симбиотические отношения с ребенком и запрещая ему иметь особенные отношения с матерью, а своим «да» он дает понять, что те вещи, которые придумывает его ребенок великолепны и он будет радоваться им, когда тот станет подростком (Стивенс, 2004). Проблема, однако, осложняется тем, что муж матери может быть приемным для ребенка. Какова тогда значимость для ребенка отца «по рождению» по сравнению с отцом приемным? Этот вопрос приводит к следующему инвариантному значению отца: отца как родного человека, имевшего сексуальные отношения с матерью ребенка, результатом которых и стал ребенок. Эти исключительные, сексуальные отношения и привели к появлению ребенка на свет (Дольто, 2003). Отец как родной человекЗнание, что отец — это человек, участвоваший в зачатии, имеет важнейшее значение, поскольку создает у ребенка представление о себе как потомке двух родов. «Мы все — метисы. Мы произошли от смешения двух различных семей: семьи нашей матери и нашего отца» (Шутценбергер, 2001, стр. 113). И если матери «присваивают» себе своих детей, то они лишают их части родословной, делая из ребенка «символического паралитика, у которого отнята половина тела» (Дольто, 2003, стр. 337). Знание о своем «отце по рождению» имеет важное значение для формирования того аспекта идентичности, который связан с представлением о себе как о наследнике и продолжателе фамилии. Ребенок может жить с отчимом, но не он передает ребенку его отцовскую родословную. Даже если мать ребенка не знает, кто его отец (к примеру, из-за искусственного оплодотворения от неизвестного донора), для ребенка важна правда и знание о том, что у него, как и любого другого человека, есть два родителя (Дольто, 2003). Таким образом, понимание роли отца менялось в зависимости от культурного и исторического контекста. В современном обществе происходит переосмысление отцовства. Различные научные школы приходят к похожим выводам: отец влияет на психическое развитие ребенка, способствуя формированию идентичности сына и дочери, их эмоциональному благополучию, когнитивному развитию. Отец является таким же важным и необходимым для ребенка человеком, как и мать. Однако, важно не просто только его номинальное присутствие, но способность отца к позитивному отцовствованию: проявлению эмоциональной теплоты, отзывчивости, поддержке. Отец — это значимый человек в жизни ребенка, способствующий его сепарации от матери, ведущий себя с ним качественно отличным от материнского образом, имеющий с ней особые, супружеские, сексуальные отношения и передающий ему неотъемлемую часть истории его рода. Литература
|
Отцовство: история и современность |